Благодаря бурному развитию компьютерных технологий и электроники все больше людей получают возможность заполучить в свои руки фотокамеру или гаджет с функцией фотосъемки. Однако доступность самих устройств отнюдь не гарантирует успешность их применения. По этой причине у пользователей возникает множество закономерных вопросов, на которые сами они ответить оказываются не в состоянии.

Среди этих вопросов одним из наиболее часто задаваемых является следующий — что лучше, цифровая или аналоговая фотография. Вопрос, казалось бы простой и однозадачный — либо одно, либо другое. Однако на самом деле все отнюдь не так просто, как кажется на первый взгляд. Ниже предлагается ознакомиться с различными утверждениями, которые прямо или косвенно связаны с ответом на данный вопрос, и позволяют составить представление не только о глубине самой проблемы, но и о изначальных причинах различных заблуждений.

Аналог или цифра, или рассуждения о полупустом стакане

Ван Цисун «Follow me» (2003)


Также для того, чтобы сделать обсуждение более наглядным, воспользуемся способом, который весьма красочно иллюстрирует скрытые грани менее известных тем — а именно будем рассуждать по принципу аналогии. В нашем случае проведем параллель между фотоделом и сферой строительства, обычно более знакомой обывателю. Вот что получится, если высказывания фотохудожника, слепо убежденного в превосходстве аналоговой фотографии, на своем языке изложит архитектор.

Фотохудожник: Я считаю, что фотограф должен уметь снимать все. Архитектор: Я считаю, что строитель должен уметь строить все.

Фотохудожник: Я все люблю делать только своими руками. Архитектор: Я все люблю делать только своими руками.

Фотохудожник: Я считаю, что фотограф должен уметь и снимать, и печатать свои фотографии. Архитектор: считаю, что строитель должен уметь и проектировать, и возводить свои сооружения.

Фотохудожник: Я считаю, что использование цифровой техники убивает в фотографии душу. Архитектор: Я считаю, что применение электричества в строениях убивают в них душу.

Фотохудожник: Я считаю, что компьютерная обработка и ориентированные на цифру материалы печати в фотографии убивают в ней правду. Архитектор: Я считаю, что проектирование на компьютере и использование современных искусственных материалов убивают в строении правду.

Фотохудожник: Фотография с фотошопом и визуальными эффектами — не настоящая. Архитектор: Здание с электричеством и центральным отоплением — не настоящее.

Фотохудожник: Фотошоп — это слишком сложно и ненужно. Архитектор: Проектирование на компьютере — это слишком сложно и ненужно.

Фотохудожник: Я считаю, что лучше использовать старые проверенные временем технологии и фотоматериалы — а именно механическую камеру с пленкой или пластинками. Архитектор: Я считаю, что лучше использовать проверенные временем технологии и материалы — а именно строить хижины из хвороста, а топить дровами или навозом.

Фотохудожник: У аналоговой фотографии есть свой неповторимый, «винтажный» дух. Архитектор: Внутри древней хижины есть свой неповторимый, «винтажный» дух.

Фотохудожник: Зачем пользоваться цифрой, когда старая пленочная камера и так дает все, что нужно. Архитектор: Зачем строить небоскреб, когда жить можно и в хижине.

Фотохудожник: Цифровая фотография это слишком дорого, лучше использовать старую технику. Архитектор: Строить небоскреб слишком дорого, лучше построить хижину.

Фотохудожник: Лучше снимать механической камерой. Архитектор: Лучше сверлить отверстия смычковым сверлом.

Фотохудожник: Чтобы фотографировать момент, не нужно заранее продумывать съемку. Я — за спонтанность. Архитектор:Чтобы построить хижину на один сезон, не нужно заранее продумывать ее проект. Я — за тяп-ляп.

Фотохудожник: Постановка в фотографии убивает в ней «жизнь». Архитектор: Последовательное проектирование перед строительством дома убивает в нем «жизнь».

Фотохудожник: Фотографии не нужно учиться — либо умеешь снимать, либо нет. Я всему научился сам. Архитектор:Строительству не нужно учиться — либо умеешь, либо нет. Я всему научился сам.

Как вы уже поняли, продолжать такого рода сравнение, дающее наглядное представление о ряде расхожих заблуждений, можно бесконечно долго. Безусловно некоторые возразят, что сравнивать фотографию и строительство здания не совсем честно, так как последнее требует больше знаний и усилий специалистов. Однако тот, кто озвучит соответствующее утверждение, как раз и будет тем, кто весьма слабо представляет себе степень развитости современного фотографического производства и теории фотоискусства.

Аналог или цифра, или рассуждения о полупустом стакане

Всеволод Тарасевич «Поединок»
(1963 — 1964)


К сожалению, приходится констатировать, что взаимная неприязнь между сторонниками аналоговой и цифровой фотографии в большинстве случаев носит характер идеологического противоборства, которое сводится скорее к «вопросам веры», нежели к объективным достоинствам или недостаткам самих технологий. Иными словами, этот спор аналогичен вражде между тупоконечниками и остроконечниками из «Путешествия Гулливера», которые никак не могли договориться о том, с какой стороны употреблять вареное яйцо. И та и другая сторона в обоих случаях склонна к тому, чтобы приводить лишь те аргументы, которые подтверждают только их точку зрения, стремясь скрыть истинные причины своей «политической» лояльности. Что же касается истинных причин этой фанатичной убежденности, то они уже озвучивались в предыдущей статье, которая была посвящена предыстории жизни и образу мысли Ивана Ивановича, главного героя-эталона нашего повествования.

Если же отвлечься от этого бесконечного диспута, становится на удивление понятно, что из указанной полемики чаще всего выпадает главный параметр, а именно функция, которую будет выполнять конечное произведение. Ведь в конечном счете важно не то, каким способом художник достигнет цели, а то, будет ли результат его усилий соответствовать поставленной задаче, или же нет. Как не сложно догадаться, эта функция — отнюдь не постоянная величина, универсальная для всех фотографических проектов. Ее облик может диаметрально отличаться в зависимости от творческих взглядов самого фотохудожника, интересов заказчика или культурных особенностей местного региона, не говоря уже о том, что эти взгляды, интересы и культурные особенности стремительно меняются во времени, причем не только от эпохи к эпохе, но даже в пределах календарного года. Каждая отдельная ситуация требует собственного специального решения, а единственного рецепта успеха попросту нет. А потому совершенно бессмысленно проводить сравнение характеристик инструментов, предназначенных для выполнения принципиально разных функций. Ведь так же бессмысленно проводить техническое сравнение между кухонным ножом, медицинским скальпелем или боевым кинжалом — ведь их функциональное применение слишком сильно отличается. Да, все эти инструменты можно использовать не по назначению, но тогда нужно быть готовым к тому, что и результат таких действий будет неудовлетворительным.

Означает ли все вышесказанное, что у аналоговой фотографии в современном мире нет будущего? Конечно же нет. Да, потребности заказчика и зрительской аудитории изменились настолько, что аналоговые технологии уже гораздо реже оказываются применимы для удовлетворения параметров этих запросов. Однако сам по себе инструмент не является «плохим» или «хорошим» — ведь, как мы уже выяснили, в первую очередь важно, для чего и каким образом он применяется. Попросту ряд ожиданий заказчиков, искусствоведов, да и самих художников, имеющих представление о современной популярной культуре, теории визуальности или актуальных художественных направлениях, уже «плохо» или совсем не обеспечиваются аналоговыми средствами и автором-одиночкой. Иными словами, многие потребители уже не хотят жить в хижинах, а необходимые им современные высотные здания с роскошными лофтами очень сложно или вовсе невозможно построить в одиночку из дерева или глины и только при помощи первобытных инструментов. Значит ли это, что хижины никому не нужны — отнюдь нет. Ведь есть интерес к экотуризму, к исторической постановке, к оформлению развлекательных мероприятий, к декорациям в кинофильмах и компьютерных играх, а также много других областей, где «старые» методы все еще востребованы, а для их поддержки создается современное, специальное и не менее высокотехнологичное оборудование. Необходимо лишь совершенствовать свои творческие навыки и выбирать подходящий инструмент.


Артём Логинов