Выставка «Фотомонтаж. Исправленная правда» состоит из 61 произведения, позволяющих проследить историю фотомонтажа XIX – XXI веков. Проект создан в сотрудничестве с Центром визуальной культуры BÉTON (г. Москва), коллекция которого предоставляет возможность познакомиться с работами знаковых отечественных и зарубежных авторов.
Экспозицию можно разделить на два основных хронологических блока: историческую (вторая половина XIX – конец XX веков) и современную (с начала XXI века по 2023 год).
В первой части экспозиции представлено несколько примеров дореволюционного монтажа и работы советских авторов. Последние обозначены, преимущественно, агитационно-политическим направлением, внутри которого можно выделить несколько основных тем: высказывания о мировой политической ситуации, нередко наполненные иронией (А. Житомирский. «Геббельс», 1942; «Устаревший транспорт», 1962); утопические образы достижений советского государства (Э. Лисицкий, М. Альперт. «Рабочий и крестьянин», 1932) и политической жизни страны (А. Лавров. «СССР. Все на выборы 26 июня», 1938); изображения трагических исторических и современных событий (А. Житомирский. «Греческая трагедия», 1960-е–1970-е; А. Виноградов, В. Хабаров. «Чернобыль», 1986; Е. Халдей. «Олень Яша. Заполярье», 1941 и др.).
Отдельным блоком представлен фотомонтаж, созданный для типографских изданий, в первую очередь – иллюстрации к журналам и книгам. На выставке присутствуют репродукции, отражающие две разные тематические направленности: информационно-пропагандистскую (журнал «СССР на стройке» (1931-1941), ставший наглядным примером активного развития фотомонтажа в СССР в 1930-е годы) и игровую, адресованную детской аудитории (повесть П. Лопатина «Путешествие по электролампе»).
Конец века представлен художниками с очень разными подходами к использованию фотомонтажа – такими, как Франциско Инфанте-Арана с его фирменным сочетанием геометрической абстракции и пейзажной фотографии; Сергей Бугаев (Африка) с фрагментами инсталляции «MIR: Made in 20th century», представленной на Венецианской биеннале 1999 года; Борис Орлов, сочетающий символы и атрибуты из разных имперских культур с органическими формами.
Вторая часть экспозиции включает произведения современных авторов, преимущественно отечественных, которые в пространстве своих работ предлагают иные варианты реальности, сочетая аллюзии на общекультурные темы и отсылки к истории мирового искусства с техническими возможностями XXI века. Один из представленных объектов – цифровая картина художественной группы AES+F из проекта «Пир Трималхиона», который является авторской интерпретацией главы романа «Сатирикон» древнеримского поэта Петрония Арбитра. Обращают на себя внимание три работы французского художника Жерара Рансинана, отсылающие зрителя к истории европейского искусства, сочетая её с социальными проблемами современного общества. Также в экспозиции можно будет увидеть крупноформатные фотомонтажи Валерия и Натальи Черкашиных из серии «Global Underground», посвященные исследованию культурологических особенностей некоторых стран посредством изображения подземных транспортных систем в период их создания.
Выставка
Фотомонтаж. Исправленная правда 12+
с 30 сентября по 3 декабря 2023 года
Эрмитаж-Урал, Большой выставочный зал / Вайнера, 11
Часы работы
вт – вс: с 11:00 до 20:00
(касса с 10:30 до 19:30)
пн: выходной день
Посещение — по билету
300 руб. – входной
100 руб. – льготный