Даже в наше время среди обывателей бытует мнение, что произведение искусства - это обязательно объект, выполненный руками художника при его непосредственном участии. В то время, как вторая часть данного утверждения отчасти действительно остается важным условием художественного творчества (произведение не может стать таковым совсем без воздействия авторской воли), в современном мире технологии уже не требуют от художника "ручного" труда в узком смысле слова. С одной стороны, ряд прикладных операций стало нормой поручать квалифицированным специалистам, которые становятся частью творческой команды на правах технических исполнителей режиссерского замысла. В других же случаях инструмент, используемый художником в его работе, оказывается и вовсе недоступен для "прямого" контакта, будучи расположенным вне досягаемости человеческих рук.

Наглядное представление о такого рода ситуации дают произведения, посвященные теме космоса. В такого рода произведениях часто применяется технический материал, получаемый при помощи спутников и других аппаратов, которые запускаются на орбиту или спускаются на поверхность космических тел без задачи их последующего возвращения на Землю. В то время, как к некоторым из них все же возможно получить "прямой" доступ, многие из этих аппаратов можно контролировать только дистанционно, а иногда лишь воздействуя на полуавтономные алгоритмы их функционирования. Таким образом, получаемый с этих аппаратом исходный материал, казалось бы, никак не связан с областью искусства, так как является максимально нейтральным с точки зрения авторского воздействия.

Тем не менее сфера современного искусства демонстрирует, что эта физическая дистанция между художником и его инструментом не останавливает талантливых авторов, которые создают утонченные, зрелищные и коммерчески востребованные художественные проекты. В качестве показательных примеров можно привести проекты немецкого художника Томаса Руффа, представителя знаменитой дюссельдорфской "школы", такие как "Cassini" и "ma.r.s." (сокращенно от Mars Reconnaissance Survey). Произведения в рамках этих серий были выполнены на основе черно-белых кадров, полученных в рамках исследовательских проектов NASA при помощи летательных и спускаемых космических аппаратов. Первоначально исходные изображения должны были выполнять исключительно функцию визуальных свидетельств, однако Руфф вынес их за рамки естественных наук в область художественного творчества. В снимках видов Сатурна и поверхности Марса Руфф увидел необычные формы и фактуры, близкие тем, что стремились визуализировать художники-аваргардисты на основе своих отвлеченных фантазий. Для того, чтобы усилить этот эффект Руфф привнес в космические снимки, которые предоставило NASA, цвета, которые соответствовали его собственному авторскому видению космических сюжетов, а также привнес в них иллюзию объема, увидеть которую можно, надев простые 3D очки. Автор также не случайно выбрал для своих произведений крупные размеры, которые позволили обратить внимание на причудливые детали форм и текстур космических тел.

Проекты Руффа на основе изображений, выполненных космическими аппаратами, интересны также по той причине, что они вплотную подходят к проблеме будущего художественного творчества, участие в котором уже начинают принимать машины с участием искусственного интеллекта. Ведь эта ситуация становится причиной множества вопросов, касающихся проблем способности машин к мышлению, эмоциональному восприятию и творчеству, которые являются необходимыми условиями создания произведений искусства. Ответа на эти сложные философские вопросы пока еще нет, однако это не останавливает художников, которые в своем творчестве стремятся достичь новых, ранее неизвестных высот космического искусства.


Артём Логинов


Космическое искусство: человек или машина.
Космическое искусство: человек или машина.
Космическое искусство: человек или машина.
Космическое искусство: человек или машина.
Космическое искусство: человек или машина.
Космическое искусство: человек или машина.