Фотографическая панорама Косицына, как и множество других произведений, рассказывающих о последствиях грандиозных заблуждений человечества, призваны вырвать сознание обывателя из привычной для него среды комфорта, чтобы задуматься над тем, к чему приводят необдуманные действия или акты бездействия. Эти произведения аналогичны по своей функции горькой пилюле, тошнотворная неприятность которой оказывает необходимый целебный эффект. Ведь находясь в окружении прекрасного, субъект теряет связь с действительностью, лишается здравого смысла, перестает отдавать себе отчет в собственных поступках и перестает ценить заслуги героев прошлого. Именно тогда фотография и кинохроника оказываются на страже исторической справедливости, оказывают отрезвляющее воздействие и развеивают мифы, зреющие в сознании, затуманенном политическим фанатизмом. В этом отношении фотографические произведения оказываются одними из наиболее острых и провокационных, утверждающих необходимость помнить и не впадать в ошибки прошлого. Как знаменитая «Герника» Пикассо, эти «уродливые» работы, повествующие об ужасах войны, утверждают мир и порядок, призывают прислушаться к голосу разума, а, главное, выполняют эту достойную высокого искусства миссию эффективнее, нежели «красивые» произведения.

Артём Логинов, для рубрики «История одной фотографии»

Сталинградский тракторный завод: уродливые масштабы разрушений