Анатолий Трапани - одна из ярчайших и загадочных фигур в истории российской фотографии. Несмотря на то, что о нём известно достаточно мало, и считанное количество его работ дошло до наших дней, он оставил заметный след в развитии пикториализма в России первых десятилетий XX века. Почти детективная история изучения крупиц информации о его жизни и творчестве показывает, что он играл заметную роль в бурном развитии «художественной» фотографии: в пропаганде радикального, европейского подхода к художественной фотографии, в идеологических спорах на страницах периодических изданий, а также в формировании нового типа выставок - «салонов художественной светописи». На лекции на примере работ Трапани и художников-фотографов его круга - членов объединения «Молодое искусство» (Николай Петров, Сергей Саврасов, Николай Мурзин, Александр Иванов-Терентьев), а также друзей и соратников (Юрия Еремина, Александра Гринберга, Николая Свищёва-Паола, Бориса Пашкевича, Мирона Шерлинга и др.) мы рассмотрим основные характерные черты пикториализма, как первого сугубо фотографического направления, этапы и особенности его развития на русской почве, включённость этого направления в общемировой контекст и в общее поле культуры Серебряного века. А также попробуем проследить влияние парадигмы пикториализма на дальнейшее развитие художественной фотографии в России.
О спикере:
Игорь Волков – в 2012 году окончил Отделение истории и теории искусства МГУ им. М.В. Ломоносова. Работал в Отделе искусства фотографии ГМИИ им. А.С. Пушкина, а затем в Мультимедиа Арт Музее, Москва. С 2019 года – сотрудник Отдела Новейших течений ГТГ. Один из кураторов выставок «Русская сказка. От Васнецова до сих пор» и «Вещь. Пространство. Человек», проходивших в Новой Третьяковке. Читал лекции в ГМИИ им. А.С. Пушкина, Центре фотографии им. братьев Люмьер, Аукционном доме «Литфонд», Мультимедиа Арт музее, Москва и Государственной Третьяковской галерее, а также на платформе «Синхронизация». Сферы научных интересов: современное искусство и традиция; взаимовлияние фотографии и других видов искусства; тело и телесность в пластических искусствах; лейтмотивы и символы современности в искусстве XX века.