7 сентября в Центре визуальной культуры Béton открылась выставка «Жилище будущего». Основное направление деятельности Центра — изучение и пропаганда фотоискусства, что и доказывается новой выставкой. Авторами работ стала творческая группа «ГрОМ», представив свое переосмысление грядущего, а также того, что нас будет окружать: иногда постапокалиптическое, иногда позитивно футуристическое и роботизированное. Роботизированное еще и потому, что в создании некоторых работ участвовала нейросеть.

Экспозиция состоит из цифровых станковых работ крупных размеров, которые показывают интерьеры помещений различного назначения – библиотеки, хранилища-склады, больничные палаты и комнаты «безумных ученых». То, что их объединяет – башня Татлина со сферой Земли над ней.  То она появляется на полках, как единица хранения, то как элемент декора.

Почему Башня?

Башня Татлина — культовый объект искусства, задумывалась, как Памятник III Коммунистического интернационала. Это проект монументального памятника, посвящённого III Интернационалу, разработанный советским художником-авангардистом Владимиром Евграфовичем Татлиным. Строительство башни-монумента планировалось осуществить в Петрограде-Ленинграде, после победы Октябрьской революции 1917 года. Железный грандиозный монумент предназначался для высших органов всемирной рабоче-крестьянской власти (Коминтерна), которым предлагалось разместиться в семиэтажных вращающихся зданиях. Однако возведение монумента осуществлено не было, по причине охлаждения руководства страны к авангардизму в конце 1920- годов. Но сама по себе она стала «явлением» — модель башни Татлина можно увидеть в Москве в Третьяковской галерее и атриуме МФК «Город Столиц», в Центре Помпиду (Париж) и Музее современного искусства. Столичные архитекторы 2000-х также вспоминали творение, так модель башни Татлина венчает современный дом «Патриарх» в Ермолаевском переулке, можно найти «минибашни» и на других строениях города.

Утопия будущего

Смарт-технологиям на выставке «Жилище будущего» нашлось и свое место – это известная работа, уже 10 лет назад выставлявшаяся в центре «Гараж», а также новый концепт – «якобы существующие» умные часы, размещенные на «живом» ремешке – так видят будущее художники (в виде сращения биотехнологий и кибернетики).

Многие из работ «утопичны», ведь выполняя их группа «ГрОМ» опиралась на традиции знаменитой дюссельдорфской школы фотографии. Это и роботы, и многофигурные композиции, создание фантасмагорий и новых миров. Теперь фотография идет в тесной связке с цифровыми технологиями и два явления взаимопроникают друг в друга. Скульптурные же арт-объекты «дополняют» тот образ нового мира, который хотели создать художники.

Елена Злотникова

Источник

Фото автора

Башня Татлина, как символ
Башня Татлина, как символ
Башня Татлина, как символ
Башня Татлина, как символ
Башня Татлина, как символ