Авторов выстроили по алфавиту: на примере сотни работ 50 мастеров из собрания Центра визуальной культуры Béton организаторы выставки «Алфавит» стремятся показать все разнообразие советской фотографии 1920–1930-х годов

На примере сотни работ 50 мастеров из собрания Центра визуальной культуры Béton организаторы выставки стремятся показать все разнообразие советской довоенной фотографии.

Структура экспозиции — это не просто от а до я самого яркого периода истории отечественной фотографии. Авторы действительно выстроены по алфавиту с целью продемонстрировать их равенство перед историей. Кроме того, такая концепция отсылает к Первой Всесоюзной выставке фотоискусства, которая прошла в здании ГМИИ им. А.С.Пушкина осенью 1937 года и также представляла работы советских фотографов в алфавитном порядке. Та выставка демонстрировала триумф соцреализма, и новый проект предлагает задуматься, чем стала для фотографии того времени необходимость «исторически-конкретного изображения действительности в ее революционном развитии». «Характерной особенностью этого периода фотографии является становление советского репортажа на фоне смен разных течений, например пикториализма, и развития новых визуальных средств фотографии в рамках авангарда, — отмечает куратор выставки Алексей Логинов, историк фотографии, арт-директор ЦВК Béton. — Мы не ставили перед собой цель провести анализ и оценить вклад того или иного автора в советскую фотографию, а хотели показать ее как можно полнее».

Если учесть, насколько короток в историческом смысле рассматриваемый период, практически все фотографы успевали за годы карьеры поработать в самых разных стилях. Например, на выставке покажут и пикториалистическую работу Александра Родченко, и его конструктивизм.

На создание полной картины фотографии того времени работает и решение представлять не только известнейших мастеров, как упомянутый Родченко, Аркадий Шайхет или Борис Игнатович, но и гораздо менее известные имена. Среди них, например, Борис Кудояров, начинавший со съемки спортивных соревнований и позже запечатлевший все 900 дней блокады Ленинграда; Федор Кислов, снимавший советских государственных деятелей; Николай Свищов-Паола, мастер-пикториалист, относящийся к предыдущему поколению и в 1920-е нашедший применение своему стремлению к живописности в съемке актеров и сцен из спектаклей. Здесь также представлен снимок почти забытого Сергея Шиманского, опубликованный в свое время в альбоме «Советская фотография», выпущенном для павильона СССР на Всемирной выставке 1939 года в Нью-Йорке. Особое место занимает фото советского фотокорреспондента Роберта Диамента, которое Эдвард Стайхен, один из самых знаменитых фотографов ХХ века, отобрал для своего эпохального проекта 1955 года «Род человеческий» (выставка включала 503 фотографии из 68 стран и была показана в СССР в 1959 году).

К проекту приурочен выход альбома, зримо демонстрирующего, какими острыми дискуссиями слом направлений сопровождался в профессиональной среде: все персоналии сопровождены цитатами из журнала «Советское фото» 

Центр визуальной культуры Béton
«Алфавит. Советская фотография 1920–1930-х годов»
До 26 мая

Автор: Татьяна Маркина

Источник

Самый яркий период в советской фотографии — от а до я
Самый яркий период в советской фотографии — от а до я
Самый яркий период в советской фотографии — от а до я