24 крупноформатных произведения, которые авторы — арт-група «ГрОМ» (Ольга Мичи, Алексей и Артем Логиновы) определили как цифровые картины. Проект, а он создавался три года, не про архитектуру и даже не о том, что нас ждет. Он — про настоящее глазами художников, размышляющих о будущем.
И без того строгие залы третьего этажа Мраморного дворца оформлены в ровных светло-серых тонах, чтобы ничто не отвлекало зрителей от рассматривания… картин? Фотографий? Цифровых принтов? Высокое разрешение позволяет рассмотреть мелкие детали, сразу заметно, что в одном изображении могут соединяться фантастические пространства, наполненные роботами, и банальные офисные стулья, «райские сады» и стеллажи из рядового супермаркета.
— Предметы, книги, стулья, посуда — из нашего времени. Даже роботы имеют антропоморфные формы, как они часто выглядят сейчас. В будущем они наверняка будут выглядеть иначе. Этот проект — не о торжестве урбанистических технологий, а о новой оптике художника, работающего в XXI веке, — поясняет Александр Боровский, заведующий отделом новейших течений ГРМ, автор вступительной статьи в каталоге выставки.
По словам Ольги Мичи, проект был вдохновлен, с одной стороны, работами международных фотографов, которые снимают толпы людей в больших пространствах, а также фотографируют промышленные пейзажи — заводские трубы, контейнерные терминалы. А с другой стороны — компьютерными играми и фантастическими фильмами-блокбастерами.
Как рассказал нашей газете Алексей Логинов, сначала художники сформулировали для себя круг тем, которые их волнуют: свобода и порядок, компьютеризация и диктат машин, необходимость сохранения интереса к познанию и психология безудержного потребительства… Затем были выбраны места, где с помощью фоторобота, дающего снимок на 360 градусов по всем направлениям, делались исходные кадры. Среди таких точек были как атомные бункеры и дата-центры, недоступные посторонним, так и библиотеки, тренажерные залы и столовые, которые многие люди посещают ежедневно.
После того как были получены 24 изображения, художники работали с каждым из них, используя компьютерную обработку снимков и прибегая к помощи искусственного интеллекта, который вносил свои «замечания и предложения». Например, для картины «Сокровищница человеческого знания» художники предложили машинному разуму подумать, как может выглядеть настольная лампа, напоминающая медузу. Он стал показывать варианты, их смотрели, отклоняли, уточняли задачу, запрашивали новое изображение и так до тех пор, пока не получали результат, который устраивал все трио. Аналогично поступали с другими предметами и пространствами. Каждое произведение, показанное в проекте «Жилище будущего», потребовало нескольких сотен последовательных шагов.
Во всех произведениях — иногда на первом плане, иногда почти незаметно — присутствует изображение проекта «Памятник III Интернационалу» Владимира Татлина. Группа «ГрОМ» поместила на вершину башни земной шар, вокруг которого вращается много искусственных спутников. На мой вопрос, для чего это сделано, Алексей Логинов пояснил, что проект «Башни Татлина», созданный в 1919 году, был и остается символом объединения народов. «Чтобы человечество существовало в будущем, люди должны объединяться», — подчеркнул художник.
«А где же у вас люди?» — спрашивали художников первые посетители выставки. «О них будет наш следующий проект», — ответила Ольга Мичи.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 201 (7530) от 25.10.2023 под заголовком «Жизнь на планете Земля».