Недавно мы анализировали причины творческого успеха работ Хельмута Ньютона, которые стали для западной фотографии символами нового отношения к роли женщины. Вместе с тем не стоит забывать о том, что европейские и американские желания и представления о морали значительно отличались от тех, что в силу исторических причин укрепились в других регионах мира. В качестве примера можно привести случай, имевший место в СССР в эпоху хрущевской оттепели.

В 1959 г. корреспонденту журнала «Советский Союз» Николаю Хорунжему поступило задание провести съемку на тему новостроек в Новых Черемушках. Эта съемка, как и большинство аналогичных материалов, публиковавшихся в этом подконтрольном партии журнале, с самого начала предполагала выраженный пропагандистский подтекст — мол вот они, долгожданные достижения социалистического строительства, улучшающие жизнь обычных людей. Строго говоря, именно к Хорунжему обратились также не случайно. Ведь он имел последовательное художественное образование, учился у всем известного художника А. Васнецова, был известен как мастер постановочной фотографии. К слову, в последующем именно он выполнил знаменитый снимок «Аленушка», репродукцию которого до сих пор продолжают печатать на обертках шоколадных конфет.


Однако поставленную задачу Хорунжий реализовал не совсем так, как того ожидали его политические заказчики. Вместо того, чтобы снимать слащавую агитку, он выполнил снимок «Новая квартира» в провокационном для советской фотографии ключе на грани жанра «ню». Несмотря на то, что все формальные ограничения были соблюдены — девушку полностью закрывала занавеска, а за съемкой пристально следила ее мать — фотография вызвала у публики неоднозначную реакцию. С одной стороны, на выставке «Семилетка в действии», где фотографию было решено продемонстрировать, работу все же убрали как буржуазно-порнографическую, а в адрес ее автора была опубликована статья с негативной критикой. В то же время фотография все же удостоилась серебряной медали на той же выставке, так как была по достоинству оценена жюри и все же успела привлечь внимание зрителей. В итоге эта фотография еще не раз показывалась за рубежом и публиковалась в иностранной прессе как характерный пример нового советского фотоискусства.

В чем же причина того, что вокруг совершенно невинного с точки зрения современных представлений снимка возник такой ажиотаж? Причиной этого является то, что своей фотографией Хорунжий продемонстрировал изменения, которых с нетерпением ждала не только советская, но и зарубежная публика. Снимок стал символом эпохи оттепели, когда курс советского правительства, хотя бы в некоторых отношениях, сменился с репрессивного на поощрительный. Измученные войной и политическими процессами сталинской эпохи советские люди наконец почувствовали, что у предпринимаемых ими героических усилий появляется результат, улучшающий их личное, а не государственное благосостояние. Стало, хотя бы временно, возможно познакомиться с веяниями зарубежной культуры, к примеру на VI Всемирном фестивале молодежи и студентов 1957 года, или на прогремевшей на весь Союз Американской выставке в Сокольниках 1959 года.

В то же время, если сравнить фотографию «Новая квартира» с современными ей произведениями Х. Ньютона, становится видна пропасть в культурном и социально-экономическом отношении между двумя реальностями, Западом и Советским Союзом. В то время, как модели Ньютона были заняты тем, что выбирали тот или иной фасон нижнего белья или эротических аксессуаров, советские девушки мечтали о том, чтобы выбраться из коммуналки в собственную квартиру, о душе с постоянным напором горячей воды, и, еще чаще, о доступных продуктах питания. Как показала практика знакомства с иностранным уровнем жизни, перед этими скромными бытовыми потребностями не смогла устоять десятилетиями строившаяся система пропаганды коммунизма — люди хотели ощутить минимальный комфорт сейчас, а не всеобщее благосостояние в неизвестном будущем. В этом отношении бытовая привлекательность частной душевой в фотографии «Новая квартира» играла даже большее значение, нежели эротическая привлекательность силуэта девушки за занавеской. Ведь именно отдельная квартира, а не костюм или данные модели, сулили советскому гражданину исполнение сокровенного желания — избавиться от вездесущего политического взгляда и пристальной бдительности доносчиков-недоброжелателей.


Артём Логинов, для рубрики «История одной фотографии»


«Новая квартира» как сокровенная мечта