Адрес

Якиманская набережная 2 стр 1

Контакты


hello@betoncvc.ru
T: +7 495 138 22 21

10 февраля – 9 апреля 2023

Живописная фотография

Центр визуальной культуры Béton представляет выставку «Живописная фотография», на которой будут показаны уникальные авторские работы фотографов-пикториалистов конца ХIХ – начала ХХ веков.

На выставке будет представлено творчество 27 ведущих отечественных авторов этого направления в фотографии от первых работ А.Мазурина, А.Трапани, А.Гринберга до художественных экспериментов А.Родченко. В экспозицию войдут авторские отпечатки, многие из которых будут впервые представлены широкой публике.

У фотографии конца ХIХ века, в силу ее относительно недолгого по сравнению с другими визуальными технологиями времени существования, отсутствовала собственная культурная память, а значит, приходилось разрабатывать концепцию фотографического искусства практически с нуля. Для заполнения этого культурного вакуума был первоначально предложен наиболее простой путь заимствования фотографами эстетических принципов из традиционных визуальных практик, прежде всего из живописи и графики. По этой причине новое направление в фотографии стали именовать пикториальной (т.е. живописной) фотографией. При этом фотографы пикториалисты в своем творчестве могли ориентироваться на различные направления в живописи в зависимости от собственных эстетических предпочтений и уровня художественной осведомленности. В большинстве случаев это были уже оформившиеся художественные течения. В конце XIX в. такими художественными стилями были импрессионизм и символизм, поэтому пикториализм развивался под воздействием именно этих направлений в традиционном искусстве.

Пикториальная фотография стала существенным шагом вперед с точки зрения развития фотографической теории и оценки фотографии как уникального визуального средства. В то же время пикториализм был неразрывно связан с живописной традицией, копируя ее эстетические приемы, являясь тем самым шагом назад в области применения достижений фотографической технологии, что в результате привело к кризису этого направления в начале XX в.