Александр Арнольдович Житомирский (1907—1993, Москва) художник-график, иллюстратор, плакатист. Выдающийся советский художник политического фотомонтажа. Заслуженный художник РСФСР, Народный художник РСФСР. Учился в центральной студии ассоциации художников революционной России у Ильи Машкова, посещал занятия в ВХУТЕМАСе-ВХУТЕИНе, входил в группу Владимира Фаворского, которого считал своим главным учителем. В 1930 году окончил заочно высший художественно-технический институт. Работал в ведущих изданиях СССР, таких как газета «Труд», «ОГИЗ – Физкультура и туризм», был главным художником известного журнала «Советский Союз».
Ключевое влияние на выбор техники фотомонтажа в качестве основного творческого метода Александра Житомирского оказало знакомство с творчеством немецкого художника Джона Хартфилда. В годы Великой Отечественной войны Житомирский занимался оформлением антивоенных плакатов и пропагандой среди войск врага, рисовал карикатуры на гитлеровцев для журнала FRONT-ILLUSTRIERTE. Его работы печатались на листовках, адресованных немецким солдатам и служивших для них своеобразным «пропуском в плен».
Вскоре после окончания войны к художнику попал список из архивных материалов главного пропагандиста рейха Геббельса. Список включал фамилии людей, которых требовалось «найти и повесить». Первым в списке «личных врагов» шел диктор Юрий Левитан (сводки Совинформбюро), вторым стоял писатель Илья Эренбург (автор острой антифашистской публицистики), а третьим шел Александр Житомирский.
В собрании ЦВК «Beton», среди многочисленных работ, которыми представлено творчество Александра Житомирского хранится фотомонтаж — карикатура на Геббельса, возможно из-за которой художник попал в список личных врагов Геббельса.